Музеи и меценаты
26 мая 2025 г.
"Люди продолжают приходить в музей за эмоциями": как музеям работать с цифровой средой
Кто такой посетитель 3.0 и что ведет его в музей? И что может музей предложить посетителям, живущим в цифровой среде? Обсуждали спикеры форсайт-сессии "Посетитель 3.0. Кто придёт в музей завтра?" в программе "Интермузея-2025".
Посетитель версии 1.0 - это просто созерцатель экспозиции. Версия 2.0 - это те, кто уже пользуется интерактивными экранами и аудиогидами. А посетитель 3.0 - это тот, кто не только хочет использовать все каналы восприятия, но и готов к иммерсивному погружению, говорят эксперты Главного информационно-вычислительного центра Минкультуры РФ.
Но люди продолжают приходить в музей за эмоциями. Цифровые ресурсы дают возможность получить информацию, а личный визит остается незаменимым для новых впечатлений, говорит Ксения Смирнова, заместитель директора по просветительской деятельности Музея архитектуры имени А. В. Щусева.
Сами музеи и цифровые платформы, работающие в музейной инфраструктуре, предлагают свои способы завлечь аудиторию версии 3.0.
ГИВЦ Минкультуры РФ предлагает приложение "Артефакт" - цифровую платформу интерактивных гидов с технологией дополнительной реальности. Приложение можно скачать на смартфон, оно включает экскурсии и информацию об экспонатах разных музеев, которую добавляют туда сами музеи. Можно смотреть в том числе ранние эскизы, процесс реставрации, рентгеновские снимки экспонатов - всё то, что невозможно рассказать и показать на реальной выставке.
Направление "Образование и культура" Yandex Cloud работает с музеями, галереями, библиотеками и театрами, и его команда считает, что цифровые технологии нужно использовать как для развития внутренних процессов, так и для диалога с аудиторией. Цифровые помощники и искусственный интеллект уже работают над математическим моделированием потока посетителей музеев и составлением оптимального расписания экскурсий, а в библиотеках эти технологии используются для улучшения рекомендаций книг и составления каталогов. ИИ-редактор может помочь составить описание для предмета/экспоната, а бот-ассистент - найти связанные объекты, выстроить маршрут по музею/галерее, составить список книг must-read по настроению и вкусам.
Корпоративные музеи компании "ФосАгро" на территориях присутствия предприятий становятся не только хранилищем предметов, а точкой роста, "третьим местом", где жители объединяются в сообщества, больше узнают о своих городах, а школы проводят выездные уроки по химии и инженерным специальностям. Музеи влияют и на профессиональный выбор школьников, показывая возможности работы в компании.
Спикеры сходятся на том, что музей должен выходить за пределы своих стен и находить новый язык для общения с аудиторией. Но это не извращает концепцию музея, а, наоборот, обогащает его возможности при правильном использовании инструментов.
Сомодератор сессии: Светлана Саркисова, директор по развитию Форума Доноров.
В 2024-2025 гг. Форум Доноров ведет проект "Музеи и меценаты" при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Проект направлен на выстраивание диалога, появление новых и укрепление действующих партнерств, создание проектов, одинаково интересных для музеев и социальных инвесторов.
Генеральный партнер проекта - компания "ФосАгро".