Вернуться к списку

Лаборатория для творцов и меценатов

15 мая 2025 г.

Как театрам находить доноров: итоги лаборатории в РАМТ (+ВИДЕО)

14 мая в Российском академическом молодежном театре прошла лаборатория Форума Доноров «Роль частных инвестиций и меценатской поддержки в устойчивом развитии театров». Спикеры, в числе которых представители как театров, так и доноров, обсуждали, как искать партнеров, что театр может делать для бизнеса, как выстраивать отношения вдолгую.

Подробно о своих партнерствах спикеры рассказывают на видео (ниже). Вот основные упомянутые инструменты.

Целевые капиталы. РАМТ первым среди театров создал фонд целевого капитала — он был зарегистрирован в 2016 году, сам целевой капитал был сформирован в 2018 году. Поступившие в фонд пожертвования используются театром не сразу. Фонд передает их в управляющую компанию — специальное подразделение банка и расходует только сумму ежегодного банковского процента. Для своих программ фонд поддержки РАМТ использует только этот процент, а "тело" пожертвования остается неприкосновенным и ежегодно приносит доход. Как сказала директор театра Софья Апфельбаум, фонд пополняется небыстро, но остается рабочим инструментом.

Клуб друзей театра. Это программа лояльности со специальными бенефитами: подарками, контрамарками, скидками, специальными событиями и т.д., — для частных доноров. По словам Натальи Левицкой, директора Фонда поддержки и реализации культурных инициатив "Синара", клуб друзей можно создать практически при любой театральной институции.

Спонсорство. Театр может разрабатывать и предлагать донорам спонсорские пакеты. Но нужно быть готовым к непривычным условиям и строгой отчетности, вплоть до подсчета просмотров рекламных конструкций, размещения логотипов и др. 

Что ещё доноры советуют театрам

  • читать отчёты об устойчивом развитии компаний, чтобы понимать, в каких направлениях реализуется социальная политика и что может быть уместно предложить. Например компания JTI Россия заинтересована в развитии инклюзивной среды и готова рассматривать такие проекты для партнерств. Один из аспектов, интересующих компанию сейчас, - поддержка новых технологий, позволяющих людям с физическими ограничениями, смотреть спектакли: тифлокомментирования и т.д., сообщила менеджер программ социальных инвестиций JTI Россия Екатерина Лёвшина
  • участвовать в грантовых конкурсах на уровне регионов. "Это делает театр узнаваемым, — отметила Анна Майорова, исполнительный директор Фонда "Территория". — Например лесосибирский театр "Поиск", участник театрального конкурса "Полюс. Золотой сезон", смог приехать на гастроли в Москву со спектаклем "Мертвые души" 
  • следить за информационной повесткой. Например фонд "Синара" поддержал екатеринбургский городской театр в год юбилея города
  • при установлении первого контакта — искать конкретного сотрудника, отвечающего в компании за социальное направление/КСО/устойчивое развитие. И не просто написать ему письмо со словами "просим поддержки", а посвятить время подробностям о проекте, его важности для региона, возможных ответных предложениях от театра и возможных бонусах для сотрудников компаний
  • можно начинать знакомство с новым партнером не с предложения стать донором/меценатом, а с коммерческих услуг. "У нас есть опыт партнерства с театрами, которые мы выбирали как площадки для деловых встреч, проведения праздников, корпоративов и так далее, — рассказала Екатерина Говорова, менеджер по КСО и бренду ПАО "Северсталь". — Это может быть способом познакомиться, а в дальнейшем будет легче начать сотрудничать уже на другой основе"
  • предлагать бизнесу продукты, полезные непосредственно для него. Например театральные техники могут работать на сплочение команды, можно обучать сотрудников публичным выступлениям и раскрепощению или другими способами использовать театр "для жизни" компании.
    Фонд поддержки современного искусства "Живой город" в Казани в 2020 году начал проект "Театр горожан". Это спектакли-сторителлинг, в которых говорить со сцены может каждый. Один из таких спектаклей фонд поставил с командой Сбера: "Участвовали сотрудники из разных звеньев, от руководителей до операционистов. Задача была час стоять на сцене и говорить то, что ты думаешь. Интересно было наблюдать за заместителем директора татарстанского офиса: в первые 15 минут он фильтровал речь и говорил о корпоративной культуре и так далее, а потом зрители увидели, какой он живой и настоящий человек", — рассказала соучредитель фонда Инна Яркова.

    Видеозапись лаборатории

    Лаборатория прошла по проекту "Лаборатория для творцов и меценатов", который реализует Форум Доноров при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.