Вернуться к списку

Новости Форума Доноров

13 августа 2025 г.

Советы экспертов рейтинга и конкурса социальных программ «Лидеры корпоративной благотворительности – 2025»

Проект «Лидеры корпоративной благотворительности» принимает заявки в юбилейный 20-й раз. Итоги подведут в ноябре 2025 года: появится обновленный рейтинг компаний по категориям и перечень победителей и призёров в каждой номинации конкурса. Мы собрали общие требования экспертов каждой части конкурса, озвученные на вебинарах и практикумах, и ссылки на видеозаписи для подготовки к подаче заявки.

Рейтинг

Анкета состоит из пяти разделов, оцениваются четыре из них:

  • подход к благо­твори­тель­ной деятельности/социальным инвестициям
  • управление и процессы организации благо­твори­тель­ной деятельности и социальных инвестиций
  • взаимодействие с заинтересованными сторонами
  • оценка результативности и совершенствование программ благо­твори­тель­ной деятельности и социальных инвестиций.

Ещё одна оценка – это мнение жюри об анкете рейтинга, также консолидированное, посчитанное по методологии. Каждую анкету оценивают как минимум четыре эксперта, а если возникают вопросы, то привлекаются дополнительные мнения.

В рейтинг могут попадать как компании, так и группы компаний, от группы компаний подаётся одна заявка.

Методологи рейтинга – компания Б1 (преемник E&Y в России). Рейтинг делится на категории от А+ до С. В категорию А+ попадают компании, чьи заявки получили более 75% от максимально возможного балла по каждому критерию. С – формирующаяся практика, получившая менее 50% от максимального балла.

При заполнении анкеты важно развернуто отвечать на все вопросы, и эксперты обращают внимание на соответствие ответа вопросу и его полноту. За слишком абстрактный и общий ответ балл может быть снижен. Стоит выполнять просьбы в анкете: «Приведите пример», «Оставьте комментарий». Эти примеры и комментарии также влияют на экспертную оценку.

Вебинар с участием методологов рейтинга

Конкурс социальных программ

В номинации «Лучшая программа (проект), реализованная при поддержке государственных институтов» (партнер – Минэкономразвития РФ) ждут проекты компаний в партнерстве с государством, направленные на повышение качества жизни как в отдельном регионе, так и по всей стране. Это может быть строительство или ремонт социальных объектов, или программы, по которым доноры передают оборудование на баланс госучреждений, или обустройство/благоустройство объектов, или участие донора в комплексном развитии территории.

Приоритет – программы, реализованные на основе соглашений компаний и органов власти. Программа/проект должны быть связаны со стратегией устойчивого развития, КСО, благотворительной стратегией компаний. Из заявки должно быть понятно дальнейшее развитие и поддержание проекта. Один из важных критериев – публичность информации о программе, качество ее информационной кампании.

Номинация «Лучшая программа (проект), способствующая развитию науки и образования в РФ» (партнер – АНО «Национальные приоритеты») тесно связана с проектом Десятилетия науки и технологий. Партнеры ждут программы и проекты компаний:

- направленные на поддержку и развитие научных и образовательных институций, стимулирующие развитие и внедрение новых научных и образовательных программ, нацеленных на привлечение детей и молодежи в сферу развития науки, образования и просвещения, способствующие профессиональному развитию в сфере образования и науки;

- способствующие профессиональному развитию педагогов, преподавателей и управленческих кадров в сфере науки и образования;

- способствующие популяризации науки и образования, повышению информированности широкой общественности о достижениях и перспективах развития направлений в России и мире.

В приоритете – программы (проекты), способствующие достижению целей и решению задач национальных проектов России, задач Десятилетия науки и технологий, нацеленные на сохранение и развитие системы общего и профессионального образования и научного потенциала страны, обеспечивающие поддержание конкурентоспособности российского образования и науки, вносящие вклад в появление качественных научно-популярных и образовательных продуктов, повышение качества общего и профессионального образования.

Критерии номинации и опыт победителей – на видео.

Номинация Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Лучшая программа(проект) социальных инвестиций в сектор социально ориентированных некоммерческих организаций и социальных предприятий» впервые появилась в 2025 году. Партнеры подчеркивают: они ждут программ, не просто поддерживающих конкретные НКО, направления или территории, а таких, которые отражают инвестиции в инфраструктуру развития некоммерческого сектора и социального предпринимательства.

В эту номинацию можно подавать в том числе собственные грантовые конкурсы, программы поддержки культуры, здравоохранения, науки и так далее, – важно, чтобы компания именно способствовала повышению профессионализма и устойчивости НКО-сектора. Запись практикума номинации

В номинацию «Лучшая программа (проект), направленная на поддержку культуры, искусства, креативных (творческих) индустрий» ждут программы, отражающие традиционные духовные и нравственные ценности. Кроме того, поскольку партнер номинации – Президентский фонд культурных инициатив – переходит от модели «государство-меценат» к модели «государство-инвестор», эксперты обращают особое внимание на оценку компанией эффективности своих инвестиций в культуру.

Подробно о направлениях деятельности фонда, с которыми могут перекликаться программы компаний-участников конкурса, - в соответствующем вебинаре-практикуме

Одна из старейших номинаций конкурса (более 15 лет) – «Лучшая корпоративная программа социальных инвестиций в территориях в контексте устойчивого развития и стратегии бизнеса», партнер – Российский союз промышленников и предпринимателей.

Партнер обращает особое внимание на связь программы со стратегией развития бизнеса, с ценностями компании. Программа должна быть органичной частью социальной деятельности компании с учетом специфики именно местных проблем и задач.

В описании результатов нужно отразить, как программа решила конкретную проблему на конкретной территории, что изменилось в городе/регионе с точки зрения социального благополучия, стабильности и что будет меняться в дальнейшем, уже после окончания действия программы или проекта. Влияние может быть не очень масштабным, не обязательно показывать тектонические сдвиги, но анализ именно в этом контексте точно необходим.

В номинацию подходят не акции, а именно устойчивые программы. Эксперты советуют уделить внимание качеству описания, у этого критерия высокий удельный вес в общей оценке. Четче укажите, на достижение каких из Национальных целей развития России до 2030 года или ЦУР ООН направлен ваш проект или программа. Внятно разделите цели и задачи – многие конкурсанты допускают ошибки в этих пунктах.

Опишите, что делают и какую роль в программе играют все участники: если она ведется в партнерстве с государством – какие ресурсы направляет именно компания и почему партнерство складывается так. Если участвуют корпоративные волонтеры – что они делают, какие направления решения социальной задачи закрывают.  

Другие советы и замечания звучали на онлайн-практикуме номинации, здесь запись рекомендаций и ответов на вопросы.

Номинация «Лучший грантовый конкурс» (в партнёрстве с Фондом президентских грантов) направлена на выявление грантовых конкурсов компаний, вовлекающих НКО и граждан в решение социальных задач. Эксперты обращают внимание на доступность, прозрачность конкурсов, технологичность процесса участия и взаимодействия с победителями, на оценку эффективности самой компанией своих конкурсов. А кроме того важно:

- наличие системы консультирования, обучения и развития заявителей и победителей;

- участие представителей общественности в механизме принятия решения об итогах отбора;

- вовлечение в поддержку партнеров из разных секторов экономики;

- уровень экспертизы и качество работы жюри и экспертов.

Запись очного практикума номинации 

«Лучшая программа, способствующая реализации ЦУР ООН по обеспечению здоровья, здорового образа жизни и благополучия человека в интересах устойчивого развития» - номинация в партнерстве c ООН в России (информационный центр ООН совместно с ЮНЭЙДС). Партнеры ждут как собственные, так и партнерские программы, например совместные инициативы бизнеса, государства и НКО. Эксперты обращают внимание на:

- уровень партнерств

- устойчивость и способность компании реализовывать программу в течение всего заявленного срока, охватывая максимальное число благополучателей. Срок проекта должен составлять не менее 12 календарных месяцев – хотя эксперты уточняют, что более короткие, но цельные, эффективные и интересные проекты тоже имеют шансы на победу

- преемственность: программы должны отражать и продолжать системную деятельность компании, использовать её опыт предыдущих лет.

Партнеры номинации просят описывать, какие ресурсы компания тратит на проект/программу, но их интересуют скорее не цифры и суммы, а само понимание, что у проекта есть подпитка, обеспечение на весь период действия.

В описании проекта/программы очень важно отразить, на какую из 17 Целей устойчивого развития ООН он ориентирован.

Подробный разбор критериев номинации смотрите здесь.

Номинация «Лучшая партнерская программа (проект)» инициирована самим Форумом Доноров и посвящена партнерствам бизнеса с другими донорскими организациями: это могут быть модели «бизнес + бизнес», «бизнес + корпоративный фонд», «бизнес + НКО» и так далее, но все партнёры должны выступать в качестве доноров. Донорская организация — организация, безвозмездно предоставляющая ресурсы на поддержку частных лиц и/или гражданских организаций. Она распоряжается собственными ресурсами и имеет право самостоятельно осуществлять благотворительную деятельность. Ресурсом могут быть не только деньги, но и экспертиза, транспорт, площадка, технологии и др. – любой измеримый вклад в общее дело.

Партнерство в заявке нужно прописать уже на уровне целей и задач программы. Важно: не подходят отношения «заказчик + подрядчик», роли должны быть именно партнерскими, действия – совместными, и то, почему партнеры нужны друг другу в этом проекте, должно быть понятно.

Логика партнерств должна считываться и в описании видения результата: как именно партнерство помогло добиться социальных изменений, как симбиоз усилил каждого из участников и как совместные действия повлияли на масштаб и эффект проекта/программы?

Партнерство должно транслироваться и во внешний контур, отражаться в инфокампании проекта.

Практикум номинации

 

Помимо перечисленных номинаций в конкурсе есть и другие:

- «Лучшая корпоративная программа (проект) поддержки семьи» (партнер – Совет Евразийского женского форума при Совете Федерации)

- «Лучшая программа (проект), способствующая развитию корпоративного волонтерства в России» (партнеры: экосистема ДОБРО.РФ и Национальный совет по корпоративному волонтерству)

Во всех номинациях важны логичность, цельность заявок, взаимосвязь и последовательность содержания разных пунктов, обоснование соответствия номинации. Вопросы об участии в любой из номинаций конкурса и в рейтинге можно задавать по адресу: corporateleader@donorsforum.ru

Форму заявки можно скачать здесь.

Анкета участника рейтинга также доступна для скачивания. 

Анкеты и заявки принимаются до 26 августа включительно по электронной почте corporateleader@donorsforum.ru

Организаторы отмечают: за всё время существования конкурса программ «Лидеры корпоративной благотворительности» во многих номинациях ни разу не было компаний, получивших максимальный балл из возможных. Так что подаваться можно и в том случае, когда вы уверены в своих силах не на 100%.